Блог является участником конкурса "Современные технологии на службе природы"Всероссийского экологического форума "Зеленая планета 2013" и победителем регионального этапа в Курганской области



2013 год – Год охраны окружающей среды – объявлен Указом Президента Российской Федерации

пятница, 10 мая 2013 г.

Совята и жаворонушки



Поднять – подняли, а разбудить забыли». О, как эта фраза подходит жителям современных мегаполисов! С утра мы приходим в офисы и вяло пытаемся прийти в себя. А между тем кое-кто приходит еще за час до начала рабочего дня, бодренька раскладывает бумажечки по стопочкам, и еще до того, как вы действительно проснетесь (что случится не раньше обеда), разработает пару действенных проектов, заслужит одобрение начальства и т. д., и т. п. Зато вечером вы бурлите энергией, в полночь сочиняете нетленные литературные шедевры, но... кому это надо? Все ведь спят.
Перед вами типичная картинка конфликта «жаворонков» и «сов», а по научному – людей с разными хронотипами (биологическими часами). К сожалению, наше общество выстроено так, что «жаворонки» оказываются в неизменном выигрыше: учреждения и предприятия, школы и университеты начинают работать рано утром, а заканчивают где-то в 6 вечера, а о дискриминирующей пословице «кто рано встает, тому Бог подает» я вообще умолчу. Из-за этого традиционная судьба «сов» – страдать от недосыпания, что сказывается на их производительности труда.
Многие в любителях подольше поспать видят лишь беспробудных лентяев, которых испортили в детстве. Кстати, среди детей тоже есть свои «жаворонки» и «совы». «Жаворонки» рано ложатся спать и рано просыпаются, они особенно активны утром. «Совы» частенько заигрываются вечером допоздна, их трудно уложить спать во время, зато утром они просыпаются медленно и с трудом.


 Вообще термины «сова» и «жаворонок» возникли в Европе только в 1970-е годы. Хронотипы у детей, в принципе, не так уж и отличаются от взрослых. Собственные биоритмы свойственны каждому человеку с рождения, он получает их по наследству от предков. Японские ученые в течение нескольких лет вычисляли гены, отвечающие за работу биологических часов. А в 2001 году удалось выявить ген, который присущ именно «совам». Он называется «ген, вызывающий синдром наследственной длительной фазы сна». То есть, по сути, третировать «сов», побуждая вставать радикально рано – бесполезно. Тем более если речь идет о детях. К тому же радикальный «перевод» биологических часов может привести к переутомлению и истощению организма. Как следствие этого, у детей возникают невротические расстройства и другие заболевания. 
Однако что делать родителям? Не водить ребенка в детский сад, работающий по «жаворонковому» режиму? Искать школу со второй сменой? Отдать учиться на заочное отделение ВУЗа? Все это очень радикально, равно как и в шесть утра во чтобы то ни стало будить ребенка и отправлять, например, в школу. Просто еще в младенческом возрасте нужно внести кое-какие коррективы в его режим дня. Ведь еще в грудном возрасте малыш уже ведет себя так, как одна из «хронотипических птичек» - достаточно лишь понаблюдать, когда он дольше всего спит. Чтобы, допустим, выправить его режим дня, отрегулируйте время его кормления. Например, чтобы приучить ребенка дольше спать ночью, наибольший промежуток между кормлениями должен приходиться на ночное время. Если часы ночного кормления постепенно отодвигать на более поздние, утром ребенок будет просыпаться позже. Таким образом регулируя режим сна и питания еще в раннем возрасте можно создать мотивацию у «совы» просыпаться раньше или помочь маленькому «жаворонку» не будить родителей истошными воплями в пять утра. Кстати, то же самое касается и ребятишек постарше: если нужно, чтобы ребенок вечером раньше ложился спать (а следовательно и вставал раньше), днем его нужно укладывать спать сразу же после обеда (между прочим, в детских садах сончасы наступают именно по такому принципу).

Вообще, чтобы ребенок вставал пораньше, его нужно пораньше уложить. А чтобы его не просто уложили, а он при этом еще и уснул (что не всегда совпадает), нужно в первой половине дня и после пробуждения как следует его нагрузить: пищей, играми, занятиями. Если ребенок – «совенок», то пусть это будут постепенные нагрузки: рвануть «с места в карьер» может быть опасно для его нервной системы и системы кровообращения. Поэтому хорошо, если утром вы не устроите ребенку подъем по армейско-казарменному типу, а тихонечко войдете в комнату, включите негромкую, но приятную музыку, включите неяркий свет (например, ночника), сядете рядом и начнете разговаривать с малышом (кстати, именно так меня будила бабушка, и у меня – заядлой «совы» - пробуждение занимало не больше 15 минут). Итак, мы подняли ребенка. Затем в помещении нужно включить яркий свет и сделать легкую зарядку  
под бодрую музыку. Самое главное – сделать такой «подъем» ежедневным правилом.
За час-два перед сном поведение малыша должно быть спокойным. Пусть подготовка ко сну станет для него определенным ритуалом. Неплохой ориентир – детские телепередачи, вроде «Спокойной ночи, малыши». То есть ребенок в одно и то же время должен почистить зубы, умыться (принять теплую ванну, можно с успокаивающей пеной или травами, например, лавандой, мятой), перед сном ему надо почитать книжку или спеть песенку (опять же зависит от предпочтений малыша). Нередко ребенок не может уснуть, если перед этим в свою же постель он не уложит всех своих мягких (и не очень) игрушек – не запрещайте ему это делать: это тоже своеобразный ритуал, дающий ребенку спокойствие. Будьте уверены, когда малыш вырастет, скорее всего, все машинки-куколки-мишки перекочуют на полки или в кладовку, а дитя ваше будет единоличным хозяином своего ложа. 

Ну, и конечно, чтобы ребенок лег вовремя, исключите перед сном просмотр захватывающих фильмов, гимнастических упражнений или плавания. Другое дело, если ребенок ходит в спортивные секции, где занятия начинаются именно вечером – здесь недостачу сна придется компенсировать или дневным сном, или дополнительными успокоительными «мероприятиями» - например, применением средств ароматерапии (успокаивающие запахи – кедр, лаванда, мята, эвкалипт).
Кстати, если «жаворонки» и «совы» при невыстроенном режиме дня так или иначе продолжают изводить и себя, и общество, то есть категория людей, которые с легкостью подстраиваются под любой режим – это «голуби». таким людям спать нужно совсем немного – 4-5 часов в сутки, причем, все равно в какую их часть. А в остальное время они «бодры и веселы». К сожалению, процент «голубей» среди людей очень мал.
Юлия КЛЕЙМЕНОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий