Блог является участником конкурса "Современные технологии на службе природы"Всероссийского экологического форума "Зеленая планета 2013" и победителем регионального этапа в Курганской области



2013 год – Год охраны окружающей среды – объявлен Указом Президента Российской Федерации

среда, 8 мая 2013 г.

Курган в 19 веке


Курган в 19 веке
 

Первую характеристику Курганa XIX в. мы находим все в тех же воспоминаниях Августа Коцебу. "В четыре часа по полудни увидели мы Курган. Единая невзрачная колокольня возвышалась над рассеянною кучею домов... Между множеством деревянных лачуг, все в одно жилье, - выказывался только один каменный довольно со вкусом построенный дом - дворец в здешнем месте... Я осведомился, кто ему хозяин, - и мне сказали, какой-то Розинг, бывший вице-губернатор Пермский, имеющий деревни в здешней стране...
После многих в разные стороны извилин прибыли мы наконец к странному плывучему мосту, состоявшему только из одних вместе связанных бревен, утвержденных на том и этом берегу Тобола, а впрочем представленных на произвол струй. Естественно, что всякая повозка давила их глубоко в воду и должно было очень прилежно смотреть вперед, чтоб... переправляться через мост".



Мост, о котором говорит Авг. Коцебу, строился наново после каждого наводнения, когда его уносило быстрым течением и в городских документах он назывался "поплавным". Иногда этот мост служил многие годы. В 1825 году сделали новый мост, он просуществовал до 1838 года, с небольшой перестройкой в 1835 г. Употреблялся он только в страдное время и осенью, зимой переезжали Тобол по льду. К началу XIX в. в Кургане были две широкие улицы, распланированные на кварталы. Каждый квартал разделен на одинаковые усадьбы, 17х30 саженей. Потом эти усадьбы дробились, продавались частями, и к концу XIX в. таких больших усадеб сохранилось очень мало, чаще всего их владельцами были люди зажиточные, иногда даже прикупившие несколько саженей у соседа. 

В начале XIX в. город уже втиснулся в спроектированные кварталы и только в нескольких местах усадьбы еще выпирали на проезжую часть улицы. Был даже один двухэтажный дом - Розинга Петра. Остальные дома в Кургане в начале XIX в. были в основном настолько малы и низки, что трудно было не расшибить себе голову о притолоку, входя в дверь. Горницы были темные из-за маленьких окон, заклеенных бумагой. Стекла в окнах были редкостью и роскошью. Всю мебель составляли столы и скамейки, иногда сундук, служивший лежанкой.


 Кровать была в мещанских домах диковинкой и спали на лавках, печах, полатях, а чаще всего вповалку на полу. Купеческие дома были побольше и побогаче, имели две или три горницы, просторную кухню. Хотя стены и здесь были голые бревна без штукатурки и обоев, но их хотя бы украшали множеством пестрых эстампов, чаще всего немецкого происхождения, привозимых на ярмарки офенями и коробейниками. Мебель была в купеческом доме несколько разнообразнее: стол, стулья, скамейки уже в виде диванов со спинками, которые назывались софами, и посудный стеклянный шкаф, в который ставили фарфор и дорогую нарядную посуду.
В каждом дворе были хозяйственные постройки - один или два амбара, погреб, стая для скота, завозня, конюшня, баня, почти в каждом дворе колодец, когда семья разрасталась, строили флигель, выселяли молодую семью. Флигель обычно стоял в глубине двора, но иногда торцовой частью и выходил на улицу. Богатея, горожане строили не только двухэтажные каменные и полукаменные дома, но и двухэтажные флигели.

Как выглядел город в 30-е годы XIX в., мы можем судить по воспоминаниям декабристов. А. Е. Розен написал в своих "Записках": "Город... имеет три улицы продольные с перекрестными переулками. Строения все деревянные, кроме двух каменных домов. Один из них принадлежит чиновнику Розингу. В этом доме помещены были все присутственные уездные места. Как все пространство, занимаемое городом, имеет склон к Тоболу, то улицы и дворы на песчаном грунте всегда почти были сухи и опрятны; летом можно было жаловаться только на пыль. Мало садов, мало тени и зелени, несколько кущей тощих березок за городом, одним словом, вид города непривлекателен; почти все уездные города в Сибири походят более на села или большие деревни. Курган имел не больше 2.000 жителей и одну трехпрестольную церковь. Купцы курганские большею частью вели торг на деньги иногородних богатых купцов.


 Они имели на другом берегу Тобола свои заводы, кожевенный, салотопенный, мыловаренный". 

А другой декабрист, Николай Иванович Лорер, назвал Курган "хорошеньким, небольшим уездным городком", плоская равнина вокруг которого напомнила ему родную Украину. "Курган мне понравился. Городок препорядочный и на взгляд веселый", - так отозвался в одном из писем декабрист Н. В. Басаргин.

 
На подъезде к городу по Ялуторовскому тракту была довольно болотистая почва, которую приходилось ежегодно мостить гатями, а через речку Быструшку, которая служила восточной границей города, был выстроен деревянный мост на сваях, в отличие от поплавного через Тобол. В начале девятнадцатого века никакой контрольной службы при въезде в город не было, но в 1826 году перед мостом через Быструшку была выстроена каменная будка, "покрытая железом и окрашенная на малахите", так обозначался зеленый цвет. Будочника нанимали по контракту за 114 р. в год и обязывали находиться в будке "денно и ночно", имея при себе другого человека, а во время ярмарок иметь при будке трех человек.


 В будочники обычно нанимались мещане. В 1852 году при этой будке был построен шлагбаум. Через пять лет на этой заставе был поставлен столб с доскою, на котором было означено число домов и жителей Кургана. Город почти не был озеленен, но когда строили шлагбаум, решили устроить аллею на выезде из города и даже наняли специального человека для полива саженцев, чтобы они прижились. Эта аллея послужила началом бульвара, устроенного на Троицкой улице в конце века. "Вид города при въезде с Тобольской дороги довольно красив, и вообще наружность Кургана опрятная, улицы прямые и широкие и строения красивые".

О благоустройстве Кургана много заботился городничий Адам Бучковский. Он добился в 1856 г., чтобы общество купцов и мещан выделило "на устройство девяти фонарей для освещения города Кургана 40 р. 50 к. и на содержание загородного гулянья 10 руб.". Фонари были масляные, потом керосиновые, отвечал за них специальный человек. В том же 1856 году впервые на дома жителей Кургана были прибиты номера на деревянных дощечках, за что с жителей было взыскано 14 р. 25 коп. со всех вместе.

 В 1857 году в планы городничего входило построить новые тротуары и балюстраду на Набережной улице, завести флаг и фонарь для выставления на каланче во время пожара и построить новые мосты-через Тобол и Быструшку.
Пожары в Кургане бушевали всегда. Сначала это были поджоги степняков, нападавших на Царево Городище по несколько раз в год. Потом на новом месте слобода чаще горела по вине крестьян, которые сушили зерно в овинах с примитивными печами, которые представляли из себя глинобитные очаги без труб, искры из которых сыпались прямо на солому. Крестьяне не только несли урон в хлебе, но вместе с овинами сгорали дома или даже целые кварталы. После получения Курганской слободой статуса города проблемой пожаров стал заниматься городничий. В 1823 году была куплена первая огнегасительная машина, а в 1829 году их было уже три: большая, средняя и комнатная. За этот же период приобрели набор багров, ухватов, черпаков, ведер из кошмы, дубовых бочек и другой инвентарь. Все это хранилось на городской площади в больших ларях. Во время пожара члены команды и добровольцы разбирали инструмент и бежали тушить огонь, но без пожарного обоза было все труднее обходиться. Городничий Ф. PI. Бурдзенкевич добился от хозяйственного управления выделения 1600 рублей на строительство пожарного деревянного здания с каланчой, которое и было возведено в 1830 году. Теперь против единственной колокольни возвышалась каланча, на которой во время пожара поднимались шары: если пожар в первой части города -один шар, во второй части - два шара. В 1877 году управа выработала проект, смету и план на постройку нового каменного с деревянной каланчой пожарного здания, которое было заложено в 1881 году, а через год уже закончено постройкой. Деревянное старое здание теперь казалось просто игрушечным рядом с новостройкой, ведь оно занимало всего 27 квад. саженей. Сломано оно было весной 1884 года.
Каменные и полукаменные дома в один и два этажа стали активно строиться после сильных пожаров 1860-х годов, когда выгорело две трети города. Несмотря на довольно активное строительство, город был невелик, в 1864 году "самое большое протяжение города около версты, а окружность около четырех верст. Внутри городской черты, под заселением, садами и огородами считается 206 десятин 1.698 саженей, а всего во владении города 3.127 десятин 965 сажен". На этих землях, прилегающих к городу, был городской выгон, сенокосные луга, озера с большим количеством рыбы и довольно много болот с торфяниками. Таким небольшим, уютным Курган был до проведения железной дороги, которая сильно изменила жизнь и облик города.

Пленум городского комитета комсомола решил, что каждый комсомолец должен лично участвовать в выполнении постановления и отработать в течение лета 1947 года на общественных работах по благоустройству города не менее 100 часов. Были определены первоочередные объекты: строительство новой дороги и тротуаров по улице Рабочей, приведение в порядок улицы Ленина, благоустройство привокзальной площади и улицы Красина, осушительные работы на городских озерах. Большая работа проводилась по озеленению Кургана. За 1947 – 51 гг. в городе было высажено 22.440 деревьев и кустарников.
Таким образом, к концу 1953 года Курган стал действительно областным центром – городом с красивыми домами, заасфальтированными центральными улицами, регулярным автобусным сообщением, имел много учреждений культуры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий