Блог является участником конкурса "Современные технологии на службе природы"Всероссийского экологического форума "Зеленая планета 2013" и победителем регионального этапа в Курганской области



2013 год – Год охраны окружающей среды – объявлен Указом Президента Российской Федерации

понедельник, 4 февраля 2013 г.

Комфортность среды



Воздушная среда влияет на здоровье, общее самочувствие учащихся, их работоспособность на уроках. Изменение химического состава воздуха помещения вызвано, прежде всего, дыханием. Во время пребывания учащихся в классных помещениях уменьшается количество кислорода, увеличивается количество углекислого газа (от 0,03 до 1,84%), водяных паров, положительных ионов, количество бактерий, повышается температура, запыленность, в нем появляются органические примеси, аммиак, сероводород.
О качестве воздуха в помещениях принято судить по содержанию в нем углекислого газа. Установлено, что человек чувствует себя комфортно, если оно не превышает 0,1%. Скопление вредных газов происходит преимущественно в верхней части помещения. При высоте помещения 3,5 м на одного учащегося приходится около 4,4 кубических метров воздуха. За 45 минут через легкие ребенка 10 – 12 лет проходит 12,5 кубических метров воздуха. Необходимая троекратная смена объема воздуха в классе достигается благодаря естественной и искусственной вентиляции, а также проветриванию. Таким образом, чтобы в помещениях воздух был качественным, необходим достаточный его объем и правильная вентиляция. На каждого учащегося в классном помещении должно приходиться 4 – 5 кубических метров воздуха

Мы определяли температуру, влажность и освещенность в помещениях гимназии с помощью оборудования цифровой лаборатории «Архимед». Определение температуры воздуха в помещениях гимназии проводили перед первым уроком, между сменами и после 4 урока второй смены один раз в неделю в течение трех месяцев. Результаты показывают, что значительных отклонений от нормы в помещениях гимназии нет. 

Спортивный зал, кабинеты истории и русского языка, а также рекреация на 3 этаже абсолютно соответствуют санитарным нормам помещений в холодном климате в зимне-весеннее время. Превышение нормы в пределах одного градуса в кабинетах физики и химии не является критическим, так как в кабинете в целом значительного превышения нормы нет. Стабильно температура ниже нормы в рекреации первого этажа. Это объясняется тем, что часто открывается входная дверь. Превышение нормы на протяжении всего времени эксперимента в кабинете информатики (постоянно работают компьютеры), в столовой (горячие плиты) и в кабинете директора. Это помещения, где ученики проводят не значительную часть учебного времени (один урок в неделю или несколько минут), поэтому можно рекомендовать проветривание помещений в случае необходимости.Разница температур по вертикали в учебных классах соответствует нормам.
Определение влажности воздуха в помещениях гимназии проводили перед первым уроком первой смены и после первого урока второй смены один раз в неделю в течение трех месяцев. Результаты показывают, что в кабинетах истории, физики и химии показатели влажности соответствуют нормам в течение всего учебного дня. В спортивном зале, в столовой и в рекреации 3 этажа влажность воздуха к концу рабочего дня не значительно (4,5 – 14%) выходит за пределы санитарной нормы, это объясняется изменением состава воздуха, связанным, прежде всего, с пребыванием большого количества людей (в первую очередь дыхание). Показатели влажности превышают нормы в кабинете русского языка (до 7%), информатики (до 16%), в туалете (20%), в кабинете директора (до 21%) и в рекреации 1 этажа (49%).
Наибольшее количество информации об окружающем нас мире мы получаем через зрительную систему. Поэтому естественное и искусственное освещение в жилых домах, на работе, в школе имеет огромное значение для обеспечения информацией через зрительный анализатор. Так же свет определяет жизненный тонус и ритм. Длительное световое голодание приводит к снижению иммунитета и нарушению деятельности центральной нервной системы. Свет также является эмоциональным фактором, который действует на психику. Плохое освещение приводит к снижению работоспособности, что может обусловить профессиональную близорукость. Определение освещенности в помещениях гимназии проводили перед первым уроком первой смены (искусственное освещение) и после первого урока второй смены (естественное освещение) один раз в неделю в течение трех месяцев. освещенность значительно превышает норму в туалете и рекреации 3 этажа. В туалете постоянное естественное (через большие окна) и искусственное освещение, а в рекреации большие окна на солнечной стороне, учащиеся в этих помещениях не находятся постоянно, поэтому высокая освещенность не приводит к утомлению глаз. Незначительное превышение нормы наблюдается в кабинетах истории, химии (до 20%) – у доски искусственное освещение – и рекреации 1 этажа (до 43%). Ниже нормы освещенность в кабинете директора и в кабинете информатики, где ребята в основном работают на персональных компьютерах. Таким образом, из исследованных помещений гимназии меньше всего соответствуют санитарным нормам кабинет директора, рекреация первого этажа и туалет. Кабинет информатики не соответствует нормативам по показателям температуры и влажности. Остальные помещения вполне пригодны для длительного пребывания учащихся.
Естественно, мы хотим дышать воздухом, который не сказывался бы негативно на нашем здоровье. Мы хотим, чтобы этот воздух воспринимался нами как свежий и приятный. А еще мы хотим чувствовать себя бодро, чтобы в помещении легко работалось, чтобы дети в классе чувствовали себя комфортно и хорошо занимались. Зачастую по соображениям экономии системы вентиляции не задействуются вообще или оказываются в запущенном состоянии. Неоднократно высказывались предположения, что плохая вентиляция школьных помещений негативно сказывается на успеваемости учеников. Так, было установлено, что у десятилетних детей на 15% повышалась работоспособность и результативность обучения при увеличении подачи воздуха с 5 л/с до 10 л/с [9]. К счастью, существуют альтернативные способы достижения этой цели: контроль источников загрязнения, очистка воздуха, индивидуальная вентиляция, выбор правильного сочетания температуры и влажности воздуха.
Изучив состояние воздушной среды Гимназии №57, мы пришли к выводу, что практически все из исследованных кабинетов соответствуют установленным санитарным нормам. Незначительные отклонения от нормы наблюдаются в помещениях, где ученики проводят малую часть учебного времени (туалет, столовая, кабинет директора, рекреации).
Для создания более благоприятных условий пребывания детей в гимназии можно рекомендовать:
1.            для создания хорошей естественной освещенности проводить очистку оконных стекол не реже 4 раз в год снаружи и не менее 1 – 2 раз в месяц изнутри;
2.            в некоторых кабинетах на лампы надеть абажуры, затемнители, на окна – жалюзи, которые защищали бы глаза учеников от излишней яркости источников света;
3.            в некоторых кабинетах (информатика) вентиляционные решетки заклеены полностью, поэтому необходимо улучшить вентиляционную систему, для обеспечения нормального воздушно – теплового режима оборудовать фрамуги и форточки удобными приспособлениями для открывания; 
4. установить на входную дверь гимназии тепловую завесу.


Эксперты:

Гилевич Виталий, Горбач Евгений, Дружкова Дарья, Кошмар Дарья, Кудрин Виктор, Третьякова Анастасия учащиеся 10 М класса МБОУ «Гимназия №57»,

Научный руководитель: Рыкова Анна Ивановна, доцент кафедры ФПХ КГУ, кандидат химических наук




Комментариев нет:

Отправить комментарий